Софи Ибботсон: о реформах для возрождения культурного наследия Узбекистана

Посол туристического бренда «Узбекистан» в Великобритании, предприниматель, путешественник, писатель и любитель дикой природы Софи Ибботсон 28 июня 2021 года на сайте Королевского общества по делам Азии представила материал, посвященный реформам в области культуры, происходящим в Узбекистане, исследованиям, направленным на сохранение культурного наследия страны, а также мероприятиям по предотвращению краж культурных ценностей.  

Shah-i Zinda, Samrkand

Индиана Джонс заработал себе репутацию, в одиночку спасая бесценные предметы старины от злодеев-расхитителей могил. А его коллеги в реальной жизни, каждый день предотвращающие факты преступной торговли артефактами, действуют сообща: представители правоохранительных органов, работники музеев, исследовательских институтов и посольств объединяются, чтобы пресечь организованную преступность, сохранить культурное наследие и обеспечить возврат древностей их законным владельцам.

На этой неделе Британский музей представил экспозицию уникальных артефактов XIII века — шести больших эпиграфических глазурованных плиток, которые были задержаны пограничниками Великобритании в аэропорту Хитроу в 2020 году. Джонатан Уильямс, заместитель директора музея, назвал их «изысканно красивыми и благоухающими культурой Центральной Азия», а также «окном в необычайно богатое культурное наследие Узбекистана».

 




Обстоятельства, предшествовавшие этой выставке, могли бы стать хорошим сюжетом для криминального романа. Пассажир ввез их контрабандой из Дубая, сфальсифицировал документы, объявив артефакты «точными состаренными копиями». В доказательство он предъявил квитанцию, в которой утверждалось, что изразцы были куплены накануне в Шардже за 315 дирхамов (около 70 фунтов стерлингов). Эта сумма несопоставима со стоимостью плиток на черном рынке, — они находятся в очень хорошем состоянии и востребованы у коллекционеров. К счастью, пограничники разглядели факт контрабанды, плитки были конфискованы и переданы в Британский музей для проверки. 


Доктор Сент-Джон Симпсон, куратор Отдела Ближнего Востока Британского музея, отвечает за процедуры, которые необходимо провести для украденных или незаконно проданных предметов старины. Артефакты должны быть идентифицированы, экспонированы, задокументированы, после чего они могут быть отправлены в страны их происхождения. За последнее десятилетие Симпсон и его коллеги помогли вернуть домой свыше 2500 предметов. В данном случае девять экспертов из семи стран мира единогласно пришли к выводу: плитки пришли из Трансоксианы (региона, сосредоточенного на территории современного Узбекистана, включающего также части Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана). Трехцветная глазурь изразцов — белая, бирюзовая и кобальтово-синяя — характерна для Чагатайского улуса и датируется концом 13-серединой 14 веков. Специалисты считают: по крайней мере часть плиток родом из Шахи-Зинды, великолепно украшенного некрополя Самарканда, внесенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Раскопки и реставрационные работы проводились в Шахи-Зинде неоднократно, в том числе в 1996 году и в начале 2000-х годов, но ряд обнаруженных в процессе изысканий артефактов до сих пор не учтены.

«Очень жаль, что бесценные предметы нашего культурного наследия были ввезены контрабандой», — сказал Его Превосходительство Саид Рустамов, посол Узбекистана в Великобритании, на церемонии, посвященной первому публичному появлению плиток. «Но нам повезло: у Узбекистана есть замечательные друзья и партнеры, в том числе Британский музей и пограничные войска Великобритании, которые способствуют выявлению и возвращению нашего культурного наследия». 

Изразцы будут выставлены в Британском музее до 1 августа 2021 года, а затем переданы правительству Узбекистана. Симпсон надеется, что удастся определить точное место, откуда они были похищены в Узбекистане, и выставить их там.

Это второй за последние годы случай, когда Британский музей смог идентифицировать и успешно вернуть  плитки в Узбекистан. Фрагмент фасада мавзолея Чашмаи-Аюб, украшенный глазурованной плиткой, был украден в 2014 году в Вобкенте и выставлен ​​на продажу в галерее Mayfair. К счастью, ученый из Оксфордского университета обнаружил его в каталоге. Раритет был возвращен Узбекистану в 2017 году и вновь установлен на фасаде памятника XIII века.

 



Узбекистана и Британский музей подписали новый меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области исследований и обучения, а также в борьбе с торговлей древностями. Это свидетельствуют о растущей приверженности обеих стран делу сохранения и популяризации культурного наследия. В Узбекистане насчитывается более 8000 объектов культурного наследия, ПЯТЬ объектов включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Президент Мирзиёев заявил парламенту в конце прошлого года: «Нам необходимо сохранить и передать будущим поколениям культурное наследие нашего народа». Формирование идентичности и образование молодежи —  неотложные задачи для страны, средний возраст населения которой составляет всего 27,8 года (для сравнения — 40,5 годами в Великобритании).


В рамках осуществления программы социальных и культурных реформ в июне 2021 года Шавкат Мирзиёев создал Агентство культурного наследия при Министерстве туризма и спорта во главе с заместителем премьер-министра Азизом Абдухакимовым. Первоначальный бюджет в размере 420 миллиардов сумов (примерно 28,5 миллиона фунтов стерлингов) будет инвестирован не только в охрану объектов культурного наследия, но и в развитие музейной деятельности, поддержку археологических исследований и укрепление международного партнерства. Он отметил: в прошлом иногда наблюдалось «небрежное отношение к этому вопросу», но в будущем ожидается более активное участие не только Министерства культуры, но и муниципальных органов власти, хокимиятов, средств массовой информации, местных руководителей разного уровня и социально-активной общественности.



Узбекистан наращивает потенциал и использует передовой опыт зарубежных стран, и потому важное значение имеет взаимодействие с международными партнерами. Программа сотрудничества, подписанная Шавкатом Мирзиёевым и Генеральным директором ЮНЕСКО Одри Азуле в 2018 году охватывает широкий круг тем, от образования и медиаграмотности до биоразнообразия и сохранения материального и нематериального культурного наследия Узбекистана. Международный культурный форум ЮНЕСКО «Центральная Азия на перекрестке мировых цивилизаций» пройдет в Хиве в сентябре 2021 года и, как ожидается, соберет около 300 участников. Бухара подала заявку на признание ее литературным городом ЮНЕСКО, и есть надежда, что ряду объектов, которые в настоящее время находятся в Предварительном списке ожидания от Узбекистана, вскоре будет предоставлен статус объекта Всемирного наследия.

 


Президент Мирзиёев и Одри Азуле, Генеральный директор ЮНЕСКО

Многочисленные партнерские отношения и мероприятия Узбекистана координируются Фондом развития искусства и культуры (ACDF), который входит в состав Министерства культуры. Некоторые из этих проектов являются внутренними, например, реконструкция Государственного музея искусств и создание Центра современного искусства в Ташкенте, другие сосредоточены на построении отношений и расширении культурного взаимодействия за рубежом. Благодаря ACDF в этом году на Венецианской биеннале впервые появился национальный павильон Узбекистана — концептуальная инсталляция, посвященная самобытности махаллей Узбекистана. В 2022 году ожидается серия крупных международных выставок: «Великолепие Центральной Азии: на караванных путях Узбекистана» в Лувре; в галерее Джеймса Саймона в Берлине запланирован проект «Наследие Центральной Азии: Кушанская цивилизация», посвященный истории Узбекистана от завоеваний Александра Македонского до подъема Кушанской империи;  выставка «Шелковый путь» будет организована в Институте арабского мира в Париже, затем она переедет в Национальный музей Китая в Пекине. Также ведутся переговоры с Британским музеем об экспозиции некоторых сокровищ Узбекистана в Лондоне на будущей выставке «Шелковый путь».

 


Проект «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира», возглавляемый Фирдавсом Абдухаликовым, занимается изучением, сохранением и популяризацией культурных ценностей страны, оказавшихся в зарубежных собраниях музеев и библиотек. Кроме прочего, проект КНУ реализует многие проекты, в числе которых — идентификация, оцифровка, факсимиле свитка Корана и рукописи «Зафарнаме», хранящиеся в Национальной библиотеке Великобритании. Совместно с членами созданного проектом Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана подготовлена книга-альбом, посвященная искусству Центральной Азии в собраниях  Фицвильямского музея, в ближайших планах — создание книги-альбома, посвященной артефактам из Узбекистана, хранящимся в собраниях музеев Великобритании — в коллекции Баррелла, Оксфордском музее Эшмола, Британском музее,  галерее Уитворта и музее Виктории и АльбертаВсемирное общество издает прекрасно  иллюстрированные книги-альбомы на  узбекском, английском и русском языках, а также снимает серию документальных фильмов «Культурное наследие Узбекистана в мировых коллекциях», в которых демонстрируются объекты национального наследия, обычаи и традиции народов нашей страны. В частности, совместно с BBC Uzbek был снят уникальный документальный фильм «Катталангарский Коран: мифы и факты», —  прим. ред.


В сентябре Узбекистан отметит 30-летие независимости. Этот знаковый для страны этап Шавкат Мирзиёев обозначил «третьим Ренессансом», и в области культуры, искусства и наследия Узбекистан успешно движется к этой цели. Как и в случае с эпохой Возрождения в средневековой Европе, период больших социальных изменений оказался благодатной почвой для развития искусства. Собственное прошлое Узбекистана — не менее богатый источник вдохновения, чем история Древней Греции и Рима, а нынешняя ситуация внутри страны и за рубежом вполне может оказаться трамплином для взлета творчества и нового «Золотого Века».

Фотографии: 

  • Фотографии плиток © Британский музей
  • Фотографии Шахи Зинды © Софи Ибботсон
  • Фотография президента Мирзиёева и генерального директора ЮНЕСКО Одри Азуле © President.uz

    Источник: сайт Королевского общества