Музыкальные фонозаписи и другие музейные объекты в Германии, имеющие отношение к Центральной Азии, Туркестану и Узбекистану

Мнения

Томас Кунце
доктор, член Всемирного общества (Германия):
Хочу выразить благодарность Президенту Шавкату Мирзиёеву за поддержку этого действительно масштабного проекта, а так же за возрождение традиционного национального музыкального искусства шашмакома, признанного ЮНЕСКО объектом всемирного культурного наследия человечества.

Немецкий ученый-этнограф РИХАРД КАРУТЦ в начале ХХ века путешествовал по Средней Азии и, по некоторым данным, будучи в Ташкенте в 1905 году, сделал две фонограммы народной музыки Средней Азии. Свои наблюдения и впечатления о музыке некоторых среднеазиатских народов, сведения о музыкальных инструментах и исполняемой музыке, в том числе, отдельные нотные записи, Рихард Карутц изложил в известной книге: UNTER KIRGISEN UND TURKMENEN AUS DEM LEBEN DER STEPPE VON DR. R. KARUTZ, изданной в Лейпциге в 1911 году.

Его коллега, известный ученый, археолог, исследователь Центральной Азии АЛЬБЕРТ ФОН ЛЕКОК, путешествуя в 1904 г по Восточному Туркестану (так назывался тогда Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая), произвел музыкальные записи на 56 цилиндрах, а немецкий музыковед и музыкальный педагог ГЕОРГ ШЮНЕМАНН в 1915 г. записывал на фонограф музыкантов-татар, вероятно, попавших в плен в Первую мировую войну, а в 1926 году делал музыкальные записи от узбеков, находившихся в то время Берлине.  

Сегодня записи, относящиеся к музыкальной культуре Центральной Азии, в том числе и Узбекистана, на восковых валиках, грампластинках и иных носителях хранятся в собранном по всему миру аудиофонде Берлинского фонограммархива Этнологического музея Германии. Коллекция этнических записей начала формироваться здесь с 1900 года и до начала Второй мировой войны активно пополнялась имеющими отношение к традиционной музыке народов Востока материалами от путешественников, исследователей, коллекционеров.

К началу XXI века архив насчитывал свыше 150 тысяч архивных записей. В 1999 г. цилиндрические записи Берлинского фонограммархива были внесены ЮНЕСКО в Регистр памяти мира.

Проект Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана работает над новым мультимедийным изданием, посвященным шедеврам музыкального наследия Узбекистана, хранящимся за рубежом. Сейчас авторы проекта работают над сбором информации и проводят исследования ранних музыкальных записей, хранящихся в зарубежных фонотеках. В Германии имеются и другие крупные музейные организации, которые необходимо обследовать на предмет наличия в них объектов, представляющих интерес для истории музыкальной культуры Центральной Азии, Старого Туркестана и Узбекистана.

В рамках проекта «Создание золотого фонда музыкального наследия Узбекистана, хранящегося в фондах музеев и институтов мира» проводятся исследовательские работы и заключаются договора на оцифровку и предоставление Узбекистану лучших образцов музыкального наследия. Первый этап по оцифровке и возврату в Узбекистан образцов узбекской классической музыки из архивов Берлинского фонограммархива будет реализован совместно с Фондом имени Конрада Аденауэра.

Работа над проектом начата: установлены контакты, необходимые для исследований, активно ведутся поисковые работы.

Издание «Музыкальное наследие Узбекистана: музыкальные фонозаписи и другие музейные объекты в Германии, имеющие отношение к Центральной Азии, Туркестану и Узбекистану» будет анонсировано на юбилейном V Конгрессе Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана в сентябре 2021 года.

О Берлинском фонограммархиве Этнологического музея Германии

Исторические коллекции Берлинского фонограмм-архива включают около 30 000 цилиндров (оригинальные записи и копии, позитивы и негативы), на которых хранится более 16 000 различных записей (в архиве около 350 коллекций, содержащих музыку из Африки (30%), Северной Америки (20%), Азии (20%), Австралии и Океании (12%) и Европы (10,4%), а также межрегиональные коллекции (7,4%), которые содержат материал с нескольких континентов).

После Второй мировой войны коллекции Фонограмм-архива разделились. Большая часть его записей находилась в Восточной Германии, тогда как основная часть соответствующей документации осталась на Западе. В Западном Берлине Курт Рейнхард перестроил архив в Этнологическом музее. Были сделаны новые записи, в основном на магнитофон. В связи с этим, а также тем фактом, что к этому времени в архиве была также собрана важная коллекция музыкальных инструментов, в 1960-х годах собрание было переименовано в «Отдел этномузыкологии» (musikethnologische Abteilung).

В 1991 году, после воссоединения Восточной и Западной Германии, коллекции до 1944 года, хранившиеся в Советском Союзе (по данным – около 90 процентов), были возвращены в Museum für Völkerkunde.

***

Исследовательские инициативы проекта «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» направлены на изучение, сохранение и популяризацию культурного наследия Узбекистана. Всемерную поддержку в реализации проектов оказывает международная нефтесервисная компания «Eriell Group».