Вы думаете, ковер — просто украшение стены или красивая вещица на пол для сохранения тепла и тишины? О нет! Конечно, для многих ковер — вещь утилитарная: главное, чтобы было красиво, стильно и уютно. Но для людей, влюбленных в культуру Востока, ковер — это целый космос, с мириадами звезд и планет, и каждая из них таит особый смысл. Ковер можно читать как книгу, если только владеть тайными знаниями о символике цветов и орнаментов. И тогда перед вами откроется новый мир, полный ответов на вопросы.
В 1970 году известный узбекистанский этнограф Валентина Мошкова на основе материалов XIX – начала XX в. написала книгу, в которой частично рассматривались ковры Узбекистана. И долгое время это была единственное издание подобного рода в нашей стране.
В 2019 году вышла монография доктора искусствоведения Эльмиры Гюль «Ковры Узбекистана: история, эстетика, семантика», которая стала первым обращением к это теме после почти полувекового перерыва. И следом, в 2020 году, Всемирное общество по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана издает книгу-альбом «Ковроделие Узбекистана: традиция, сохраненная в веках» , в которой ковры нашей страны впервые представлены столь полно, во всем видовом и технологическом разнообразии. Работая над этой темой, авторы Эльмира Гюль и Елена Царева, ведущий российский эксперт в области археологического текстиля и текстиля Центральной Азии, собрали богатейшую подборку фотографий, демонстрирующую всю разнообразную палитру ковров Узбекистана. Рассказывая о коврах народов, занимавшихся ткачеством на территории нашей страны, авторы акцентируют внимание на собственно узбекской ковровой традиции.
И сегодня настало время представить его нашим читателям в формате красочной книги-альбома, в которой в полном объеме будет представлено видовое разнообразие ковров нашей страны, раскрыты их эстетические особенности.
В последние годы государство и международные организации уделяют огромное внимание развитию ковроделия, открывая в районах республики все новые ковровые цеха. Однако изделия, производимые в этих цехах, зачастую далеки от аутентичных местных приемов ткачества, и традиция собственно узбекского ковра находится в забвении. В этой связи издание альбома поможет полноценному возрождению и пропаганде одного из интереснейших видов прикладного искусства Узбекистана.
Ковер ок-энли (Nickle Galleries, Калгари, Канада)
В альбоме будут представлены ковры 19 – начала 20 века различных узбекских племенных групп, арабов Кашкадарьи и Сурхандарьи, каракалпаков, туркмен среднего течения Амударьи – территории, которая в указанный период входила в состав Бухарского эмирата.
Читатель познакомится с гладкоткаными коврами: кохма, терме, гаджари, такир, сумах, беш-кашта, вышитыми коврами: ок-энли, киз-гилам, ворсовыми коврами: джульхирсами и гиламами, а также увидит лучшие образцы современного ковроделия.
Джульхирс. Самаркандская область
Альбом будет содержать свыше 250 цветных иллюстраций ковров из музейных и частных республиканских и зарубежных коллекций, которые дадут полное представление о видовом и декоративном разнообразии ковроткачества нашей страны. Уже собран и структурирован богатый иллюстративный материал, сейчас ведется работа над текстовым сопровождением альбома.
Автор альбома – доктор искусствоведения Эльмира Гюль.
Планируется, что подарочный альбом «Ковры Узбекистана» будет анонсирован на юбилейном V Конгрессе Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана в сентябре 2021 года.Хабиб Абдуллаев - Директор Свободной экономической зоны «Навои»
По инициативе Хабиба Абдуллаева, директора Свободной экономической зоны «Навои», в поселке Лянгар Хатырчинского района женщины стали ткать традиционные Нуратинские ковры.
***
Исследовательские инициативы проекта «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» направлены на изучение, сохранение и популяризацию культурного наследия Узбекистана. Всемерную поддержку в реализации проектов оказывает международная нефтесервисная компания «Eriell Group».