«Шедевры искусства Узбекистана» — уникальный квартет: керамика, художественный металл, художественный текстиль, изобразительное искусство

Всемирное общество по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана объявляет о скором выходе в свет уникальной серии «Шедевры искусства Узбекистана», объединившей альбомы, посвященные керамике, художественному металлу, художественному текстилю и изобразительному искусству.

В каждом альбоме собраны великолепные фотографии, отобранные из архива проекта: избранные артефакты из коллекций разных музеев и произведения из частных коллекций. Ценность наследия раскрывается в понятных и ярких текстах искусствоведов, для каждого из них описываемая им тема — любимая, глубоко и основательно изученная.

— Издав 35 томов серии «Культурное наследие Узбекистана» и саккумулировав в своем архиве значительное количество фотографий произведений искусства из разных музеев мира, мы закономерно подошли к решению издавать и красочные альбомы, посвященные тому или иному виду искусства.

Первым таким альбомом станет издание серии «Шедевры искусства Узбекистана» — объединенный квартет альбомов, каждый из которых посвящен определенной теме – керамике, художественному металлу, художественному текстилю, изобразительному искусству. Выбор именно этих видов искусства не случаен – они занимали и продолжают занимать лидирующие позиции в творческой жизни нашего региона. Каждый альбом представляет избранные артефакты из собраний разных музеев и произведениями из частных коллекций. О значении этих памятников и своеобразии развития того или иного вида искусства рассказывают сопроводительные статьи наших искусствоведов – академика АН РУз, АХ Уз, профессора Акбара Хакимова (художественный металл), академика АХ Уз Нигоры Ахмедовой (изобразительное искусство), профессора Эльмиры Гюль (художественный текстиль), популяризатора культурного наследия Лилии Николенко (керамика). Написанные живым и доступным языком, эти статьи дают общие представления об особенностях различных видов искусств и ремесел, их значении для отечественной и мировой культуры, —  Ф. Ф. Абдухаликов, председатель правления Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана, заслуженный журналист Республики Узбекистан


«ПОЛИВНАЯ КЕРАМИКА»



В альбоме отражен наиболее яркий период в развитии гончарного дела на территории нынешнего Узбекистана, начиная от архитектурной керамики и образцов посуды мусульманского средневековья, — времени, когда поливная керамика произвела революцию в средневековом гончарстве, и до самобытных ремесленных школ знаменитых династий керамистов 19-20 вв. Изучая альбом, читатель осознает уникальность гончарных школ, сформировавшихся на земле Узбекистана, и начнет понимать принадлежность того или иного керамического изделия к региону его создания. С первого взгляда станут узнаваемы бирюзовые космограммы гончаров Хорезма, блики солнечного света и все краски цветущей земли, присущие керамике Бухары и Самарканда, небесная лазурь, покрывающая рукотворные шедевры мастеров Ферганской долины и уникальная эклектика, свойственная стилистике ташкентских керамистов. Вас ждут увлекательные рассказы о жизни и творчестве признанных в нашей стране и далеко за ее пределами усто, из поколения в поколение бережно сохраняющих и передающих секреты своего мастерства. 


 

Блюдо. Самарканд. XV век. Самаркандский государственный музей-заповедник (Узбекистан) 

Бутыль. Самарканд, ок. 1400-1450 гг. Фицвильямский музей (Кембридж, Великобритания)


«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТАЛЛ»



История развития древнейшего вида декоративно-прикладного искусства, начиная со времен до периода позднего средневековья, когда творения мастеров-оружейников и другие изделия из металла почитались как символ силы и благодати. В альбоме красочно представлены неповторимые образцы искусства чеканки, на причудливых формах которых воплощена волшебная магия узоров. Читатель узнает о множестве видов металлической посуды и оружия и насладится изящной филигранью ювелирных изделий периода ханств. Великолепный фотоматериал сопровождает увлекательный рассказ о талантливых мастерах искусства художественного металлодекора.


Офтоба и дастурий — сосуды для омовений. Бухара, вторая половина XIX в. Медь, бирюза, чеканка. Высота — 17 см. Дм. — 40 см. Российский этнографический музей (Санкт-Петербург) 


«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТИЛЬ»



Важнейший пласт богатой истории народно-прикладного искусства Узбекистана заключен в творениях талантливых мастериц, их рукотворных шедеврах, неповторимых по красоте и изяществу. Альбом знакомит с великолепными образцами тканей и одежды из абрового шелка, и перед зрителем открывается феерия красок и узоров, подсказанных облаками. Представлены шедевры сложнейшего искусства набойки, придающего тканям вечную практичность и дарящего им красоту. Авторы альбома, сопровождая читателя страница за страницей, поясняют каждую фотографию и раскрывают секреты узбекского ковроткачества, погружают в стихию войлока, удивляют и восхищают волшебством степных аллюзий на примере великолепных образцов вышивки лакаев и кунгратов.

— В Узбекистане подобного рода альбомы издаются нечасто, и потому выход в свет каждого можно считать событием. Идея серии "Шедевры искусства Узбекистана" из четырех отдельных альбомов принадлежит автору и руководителю проекта «Культурное наследие Узбекистана» Фирдавсу Абдухаликову. Эта серия отличается от всего изданного ранее: она представляет самые выразительные виды искусства – керамику, художественный металл, художественный текстиль и изобразительное искусство — на примере лучших образцов республиканских, и, что самое важное – зарубежных коллекций.  

Возникает вопрос: для кого это издание, для зрителя или читателя? Наши альбомы, в первую очередь, предназначены для зрителя. Думающего зрителя. Для тех, кто хочет понять масштаб культурного наследия нашей страны, ее уникальный вклад в сокровищницу мировой цивилизации.

В наше время каждый, благодаря интернету, имеет безграничные возможности увидеть любые мировые музейные коллекции и явления современного искусства. Но для того, чтобы их понять, сформировать свое отношение к ним, нужен определенный уровень подготовки. В этом смысле наши альбомы служат образовательным целям – они воспитывают вкус, демонстрируя лучшее. Мы предлагаем некий камертон, который позволит зрителю выработать собственные ориентиры в безбрежном мире искусства.

Безгранична рада представить выдающиеся произведения искусства в таком концентрированном виде для всех поклонников нашей культуры. Красота вещей усиливается стократ их дизайнерской подачей - здесь хочу подчеркнуть важную роль в работе над изданием дизайнера проекта Культурное наследие Узбекистана Лолы Раджабовой. Лола использует приемы микса, и визуальный ряд достигает уровня эмоционального и колористического взрыва, — Научный редактор издания «Шедевры искусства Узбекистана», автор альбома «Художественный текстиль», профессор, доктор искусствоведения Эльмира Гюль. 


Халат эмира Бухарского. Бухара, конец XIX-начало ХХ вв. Бархат, шелк, золотое шитье. 176 см. 
Государственный музей истории религии (Санкт-Петербург) 

 

 

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»



Альбом состоит из трех масштабных тематических разделов, посвященных основным этапам развития изобразительного искусства Узбекистана. Оно предстает как яркий феномен, поражая зрителя причудливым сочетанием традиционализма и новаций. Издание поможет зарубежному зрителю составить представление о самобытности современного искусства нашей страны. В альбоме представлены как широко известные, так и малознакомые произведения живописи, графики и скульптуры из различных музеев и частных коллекций, созданные за последние сто лет.


Базар в Самарканде, 1897 г.  Р. К. Зоммер (1866-1939). Холст, масло. Государственный музей искусств Узбекистана


Серия альбомов «Шедевры искусства Узбекистана» будет презентована на юбилейном V Конгрессе Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана в сентябре 2021 года. 

 

***

Исследовательские инициативы, реализуемые проектом "Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира", направлены на изучение, сохранение и популяризацию культурного наследия Узбекистана. Всемерную поддержку в реализации проектов оказывает международная нефтесервисная компания «Eriell Group».