Всемирное общество по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана объявляет о скором выходе в свет уникальной серии «Шедевры искусства Узбекистана», объединившей альбомы, посвященные керамике, художественному металлу, художественному текстилю и изобразительному искусству.
В каждом альбоме собраны великолепные фотографии, отобранные из архива проекта: избранные артефакты из коллекций разных музеев и произведения из частных коллекций. Ценность наследия раскрывается в понятных и ярких текстах искусствоведов, для каждого из них описываемая им тема — любимая, глубоко и основательно изученная
«ПОЛИВНАЯ КЕРАМИКА»
В альбоме отражен наиболее яркий период в развитии гончарного дела на территории нынешнего Узбекистана, начиная от архитектурной керамики и образцов посуды мусульманского средневековья, — времени, когда поливная керамика произвела революцию в средневековом гончарстве, и до самобытных ремесленных школ знаменитых династий керамистов 19-20 вв. Изучая альбом, читатель осознает уникальность гончарных школ, сформировавшихся на земле Узбекистана, и начнет понимать принадлежность того или иного керамического изделия к региону его создания. С первого взгляда станут узнаваемы бирюзовые космограммы гончаров Хорезма, блики солнечного света и все краски цветущей земли, присущие керамике Бухары и Самарканда, небесная лазурь, покрывающая рукотворные шедевры мастеров Ферганской долины и уникальная эклектика, свойственная стилистике ташкентских керамистов. Вас ждут увлекательные рассказы о жизни и творчестве признанных в нашей стране и далеко за ее пределами усто, из поколения в поколение бережно сохраняющих и передающих секреты своего мастерства.
Блюдо. Самарканд. XV век. Самаркандский государственный музей-заповедник (Узбекистан)
Бутыль. Самарканд, ок. 1400-1450 гг. Фицвильямский музей (Кембридж, Великобритания)
«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТАЛЛ»
История развития древнейшего вида декоративно-прикладного искусства, начиная со времен до периода позднего средневековья, когда творения мастеров-оружейников и другие изделия из металла почитались как символ силы и благодати. В альбоме красочно представлены неповторимые образцы искусства чеканки, на причудливых формах которых воплощена волшебная магия узоров. Читатель узнает о множестве видов металлической посуды и оружия и насладится изящной филигранью ювелирных изделий периода ханств. Великолепный фотоматериал сопровождает увлекательный рассказ о талантливых мастерах искусства художественного металлодекора.
Офтоба и дастурий — сосуды для омовений. Бухара, вторая половина XIX в. Медь, бирюза, чеканка. Высота — 17 см. Дм. — 40 см. Российский этнографический музей (Санкт-Петербург)
«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТИЛЬ»
Важнейший пласт богатой истории народно-прикладного искусства Узбекистана заключен в творениях талантливых мастериц, их рукотворных шедеврах, неповторимых по красоте и изяществу. Альбом знакомит с великолепными образцами тканей и одежды из абрового шелка, и перед зрителем открывается феерия красок и узоров, подсказанных облаками. Представлены шедевры сложнейшего искусства набойки, придающего тканям вечную практичность и дарящего им красоту. Авторы альбома, сопровождая читателя страница за страницей, поясняют каждую фотографию и раскрывают секреты узбекского ковроткачества, погружают в стихию войлока, удивляют и восхищают волшебством степных аллюзий на примере великолепных образцов вышивки лакаев и кунгратов.
Халат эмира Бухарского. Бухара, конец XIX-начало ХХ вв. Бархат, шелк, золотое шитье. 176 см.
Государственный музей истории религии (Санкт-Петербург)
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Альбом состоит из трех масштабных тематических разделов, посвященных основным этапам развития изобразительного искусства Узбекистана. Оно предстает как яркий феномен, поражая зрителя причудливым сочетанием традиционализма и новаций. Издание поможет зарубежному зрителю составить представление о самобытности современного искусства нашей страны. В альбоме представлены как широко известные, так и малознакомые произведения живописи, графики и скульптуры из различных музеев и частных коллекций, созданные за последние сто лет.
Базар в Самарканде, 1897 г. Р. К. Зоммер (1866-1939). Холст, масло. Государственный музей искусств Узбекистана
Серия альбомов «Шедевры искусства Узбекистана» будет презентована на юбилейном V Конгрессе Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана в сентябре 2021 года.
***
Исследовательские инициативы, реализуемые проектом "Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира", направлены на изучение, сохранение и популяризацию культурного наследия Узбекистана. Всемерную поддержку в реализации проектов оказывает международная нефтесервисная компания «Eriell Group».