Согдиана – сердце Шелкового пути

Впервые в Узбекистане вышло фундаментальное издание в рамках серии «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира», посвященное культуре Согда — «Согдиана – сердце Шелкового пути».

Несмотря на огромное количество литературы, посвященной согдийскому наследию, в Узбекистане, где культура Согда представлена ее эталонными образцами, эта тема все еще остается недостаточно освещенной. Книга-альбом о Согде восполняет недостаток такой литературы и является первым отечественным научным изданием, в котором саккумулированы актуальные вопросы согдийского наследия.

Материал тома разделен на две основные части: памятники согдийского наследия, созданные на территории Согда, и памятники, созданные согдийцами либо посвященные им, за пределами Согда, хранящиеся в  отечественных и зарубежных музеях. Самая интересная часть этих артефактов относится к периоду ярчайшего расцвета Великого шелкового пути в VI-VIII веках. Большая их часть находятся в коллекциях разных стран мира, и это неудивительно.


Оссуарий
Костехранилище прямоугольной формы с конической крышкой. На стенках оссуария под аркадой изображены жрецы перед священным алтарем. На крышке – две женские фигуры с ветвями в руках.
Селение Муллакурган. Самаркандская область. VI в. Глина, обжиг. Оттиск в матрице. Лепка. Высота – 75 см. Самаркандский Государственный музейзаповедник


Согдийцы были не просто лидерами международной караванной торговли, столетиями связывавшей Восток и Запад. Эти великие путешественники, люди с поистине планетарным мышлением, основывали колонии по всей протяженности торговых трасс, оседали и становились частью населения различных государств, привносили традиции своей культуры и воспринимали многое у народов, с которыми их сталкивали перипетии жизни.


Согдийский всадник.
Династия Тан, VII век. Поступила в дар от Оскара Рафаэля. © Fitzwilliam Museum.


В чем феномен согдийской культуры, интересной многим ученым разных стран мира? Согдийцы создали оригинальный и безошибочно узнаваемый художественный мир, отличительные черты которого – первостепенное внимание к обычному человеку, его повседневной жизни. Это светское искусство, или, как его еще часто называют, искусство замков и дворцов. Мы видим также изображения богов, но светская тематика все же превалирует.



Крышка оссуария со скульптурным изображением мужской головы Афрасиаб.
Самаркандский Согд, VII – VIII вв. Глина; лепка, резьба; 51×33×38 см.
Государственный Эрмитаж


Задачу составления тома взяла на себя научный координатор проекта «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» профессор Эльмира Гюль. Иллюстративный ряд книги-альбома включает образцы согдийского наследия из музеев Узбекистана, России, Японии, Китая, Великобритании, Германии, Швейцарии и объединяет темы, связанные с резной костью, керамикой, каллиграфией и миниатюрой, настенной живописью и резьбой по ганчу, изделиями художественного металла, резным деревом, одеждой и тканями, оссуариями. Отдельные разделы посвящены китайской терракоте, изображающей согдийцев, и погребальным ложам согдийцев в Китае.

Над изданием работал интернациональный авторский коллектив ученых из Узбекистана, России, Италии и Китая:

 

  • Эльмира Гюль, доктор искусствоведения, профессор, ведущий научный сотрудник Института искусствознания Академии наук Республики Узбекистан. Автор ряда монографий и многочисленных статей, посвященных прикладному искусству Узбекистана. Членом научного совета и координатор проекта «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира»
  • Амриддин Бердимурадов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Самаркандского Института археологии им. Я. Гулямова, Национального центра археологии АН РУз., содиректор Узбекско-японской и Узбекско-китайской экспедиций. Специалист по истории и археологии Центрального Согда эпохи раннего средневековья. Автор около 150 научных и научно-популярных статей и шести монографий.
  • Джангар Ильясов, ведущий научный сотрудник Института искусствознания Академии наук Республики Узбекистан, археолог, кандидат искусствоведения (1999). Окончил кафедру археологии исторического факультета Ташкентского государственного университета (ныне — Национальный университет Узбекистана им. М. Улугбека). С 1983 г. работает в Институте искусствознания Академии наук Республики Узбекистан.
  • Лариса Кулакова, Россия. Окончила строительно-архитектурный техникум по специальности «Архитектура», позже – Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), специальность «Искусствоведение». В качестве архитектора принимала участие в археологических экспедициях Государственного Эрмитажа на следующих памятниках: 1990-1992 – Пенджикент (Таджикистан); 1996-1998 – Ак-Бешим (Кыргызстан); 1992-2018 – Пайкенд (Узбекистан). С 1995 г. — сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа. Сфера научной деятельности: монументальное искусство Согда и этнографические памятники Средней Азии в коллекции Государственного Эрмитажа.
  • Павел Лурье, Росссия. Окончил Восточный факультет СПбГУ и аспирантуру Института восточных рукописей РАН под руководством В.А. Лившица. Кандидат филологических наук. В 2004-2009 гг. работал в Институте иранистики Австрийской Академии наук, где издал книгу Personal names in Sogdian texts. Со студенческого времени стажировался на раскопках в Средней Азии, преимущественно в Пенджикенте. С 2009 г. работает в Отделе Востока Государственного Эрмитажа в должности заведующего сектором Средней Азии, Кавказа и Крыма. С 2010 г. руководит Пенджикентской археологической экспедицией. Сфера научных интересов: история и культура Согда по письменным и археологическим источникам, эпиграфика древнего Хорезма, ономастика Средней Азии.
  • Асан Торгоев, Росссия. Старший научный сотрудник сектора Средней Азии, Кавказа и Крыма отдела Востока Государственного Эрмитажа, кандидат исторических наук, специалист по археологии и истории Средней Азии и Казахстана III в. до н.э. – XIII в. н.э., руководитель Тянь-Шанской археологической экспедиции Эрмитажа в Кыргызстане и Казахстане. Соавтор работ «Материалы Бухарской археологической экспедиции» (выпуски II-XIV, 2001-2018), «Кочевники Евразии на пути к империи» (2012), «Expedition Silk Road. Journey to the West» (2014), «Путешествие Ибн Фадлана: Волжский путь от Багдада до Булгара» (2016), а также многих других научных публикаций. Участник международных конференций, посвященных археологии древней и средневековой Средней Азии и Великой Степи, куратор выставок по искусству преимущественно кочевых народов.
  • Татьяна Цветкова, Росссия. Хранитель фонда «Раннесредневековый архитектурный декор Центральной Азии» в Государственном музее Востока, Москва. Имеет два высших образования: Историко-архивный институт и Высшая школа экономики. Автор ряда статей и книг по археологическим архивам и архитектурному декору.
  • Сергей Яценко, Росссия. Доктор исторических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета (Москва). Археолог, специалист по древним иранским и тюркским народам, по истории их костюма, иконографии изображений, знакам-тамгам, общественному строю, планиграфии некрополей.
  • Маттео Компарети, Италия. Профессор Школы истории и цивилизации Shaanxi Normal University (Сиань, Китай), историк искусства, доктор искусствоведения (2005). Окончил факультет восточных языков и литературы Венецианского университета «Ca 'Foscari» (1999) и защитил докторскую степень в Неаполитанском университете «L'Orientale» (2005).
  • Сун Вуджун, Китай. Адъюнкт-профессор истории древнекитайских исследований в Школе языка, литературы и права Сианьского университета архитектуры и технологий. Получил докторскую степень по истории Китая в Северо-Западном университете в Сиане в 2012 году. Является автором ряда публикаций, посвященных изображениям сино-согдийских гробниц и зороастрийских божеств вдоль Шелкового пути 
  • Янг Юхань, Китай. Кандидат наук в области художественной культуры Китая в Школе языка, литературы и права Сианьского университета архитектуры и технологий. Изучает художественные особенности охотничьих и боевых изображений на сино-согдийских гробницах.
  • Геннадий Богомолов, Узбекистан. Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Национального центра археологии АН РУз. Участник Узбекско-японской экспедиции. Автор шести монографий, более 250 научных и научно-популярных статей.
  • Статья по керамике была создана на основе материалов вышедшей в 2012 году книги «Керамика Согда V-VII веков как историко-культурный памятник (к методике изучения археологических комплексов)» выдающегося согдолога Бориса Маршака.

***
Исследовательские инициативы, реализуемые проектом «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира», направлены на изучение, сохранение и популяризацию культурного наследия Узбекистана, осуществляются при поддержке международной нефтесервисной компании Eriell Group.