Знакомство с хранителями многовековых традиций

 Знакомство с хранителями многовековых традиций

Сегодняшний выпуск посвящен Академику Академии художеств Узбекистана, народному мастеру Узбекистана Ниязали Холматову.

Творчество Ниязали Холматова невозможно перепутать с творчеством других художников Узбекистана.

Несмотря на его многогранность творчества – лаковая миниатюра, ювелирное искусство, монументальные
росписи, иллюстрации к книгам, станковые работы, – они отличаются цельностью, содержательностью и особым отношением художника к исторической традиции.

Н. Холматов – один из тех, кто стоял у истоков возрождения лаковой миниатюры в Узбекистане. 

Мастер своим творчеством, работами показал возможный путь развития традиций исторической миниатюры в современном искусстве. Отказавшись от следования строгой канонической системе локальных школ миниатюры, он внес индивидуальное своеобразие как в технологический процесс, так и в образное решение произведения.

Именно благодаря таким мастерам, как Ниязали Холматов, миниатюра в Узбекистане в годы независимости стала не просто традицией или видом искусства, а скорее емким художественно-стилистическим направлением, включающим в себя лаковую миниатюру, настенную роспись, миниатюру на бумаге, ткани, коже.

Ниязали Холматов – один из первых художников в Узбекистане, который пытался осмыслить и чувственно, и прагматически опыт суфизма – сферы религиозного, и шире – духовно-нравственного опыта, оказавшего огромное воздействие на все средневековое художественное творчество.

Художественные принципы традиционного искусства Востока находят отражение и в монументальных росписях Ниязали Холматова.

 Ковровость, плоскостное решение изобразительных форм, символика цвета и образов, отказ от случайности и сиюминутности характерны для его росписей в Сырдарьинском театре музыкальной драмы имени А. Ходжаева, во дворце «Туркистон», в зданиях индийского и турецкого посольств в Ташкенте и др.